По ком плачет курай?
Опубликовано Азамат Саитов Сен 12, 2017 в Полемические размышлизмыВот и сложился для меня некий логический пазл: небольшая заметка на одном из пробашкирских сайтов, которая, наверняка, забылась в памяти читавшего уже на следующий день, стала последней песчинкой на моих жизненных весах в понимании степени трагичности судьбы соплеменников. После того, как поставлю точку в своих суждениях, обратной дороги к единокровцам, боюсь, не будет. Кто-то, возможно, не поймет меня, будут и те, кто запишет в изгои, кому-то мои откровения покажутся оскорбительными. Но, надеюсь, прочитают написанное многие. Хотя бы из любопытства, потому как журналистским ремеслом имя себе заработал приметное…
Вспомнился такой факт. Как-то в начале 90-х, работая уже на телевидении, куда пришел неожиданно для себя из газеты, заканчивал работу над фильмом «Позабытая окраина». Показ его планировался аж на самом ЦТ. В те годы практиковалось подобное: местные студии готовили по разнарядке для Москвы обзорные телепрограммы с мест. В одну из таких на башкирском Гостелерадио и решили включить мой репортаж из Хайбуллинского района, местное население которого смиренно существовало при минимуме бытовых удобств. Не хватало, в частности, в засушливые годы питьевой воды в колодцах, повсеместно отсутствовало сетевое газоснабжение, многие степные зауральцы возводили дома из подручных материалов, обмазывая щели в стене глиной. Такие жилища, если кто помнит, еще называли саманными. А тему же для публичного обсуждения попросил поднять нас, телевизионщиков, председатель Верховного Совета БАССР Муртаза Рахимов. Он только-только тогда пришел к власти из когорты «красных директоров», смотрел на происходящее еще не замутненным от долгого байства взглядом.
Отснятые и смонтированные кадры били, что называется, «под дых»: местный люд, воспринимающий подобный быт как само собой разумеющее и безропотно мирившийся с отсутствием ясных перспектив в будущем – все это подавляло, угнетало приезжий глаз! Название к фильму напрашивалось само — «Позабытая окраина». Не хватало лишь финальной точки. И я буквально на коленке, за какие-то минуты, дописал эти строки: «В башкирском языке есть такое слово «юаш». В детстве очень часто слышал его от наших стариков. Мол, мы, башкиры — все такие. Семантика слова, кстати, очень емкая. От значения «скромный, неприхотливый» до обидного — «забитый, униженный». И потому очень хочется верить, что слово «юаш» так и останется в нашем обиходе в своем первом смысле. Красивом, добром. И только!»
У московской редколлегии, принимавшей фильм к эфиру, такой оптимистичный лиризм в концовке вызвал восторг. Чуть позже, после показа «Позабытой окраины» по Центральному телевидению, мне, как автору, присудили премию Конфедерации журналистских союзов – правопреемницы Союза журналистов СССР. Но лучшей наградой после выхода фильма стало утверждение Верховным Советом БАССР обширной программы по комплексному развитию башкирского Зауралья. Помнится, тогдашний глава Хайбуллинского района — молодой и энергичный Фатих Казакбаев, в порыве восторга поклялся установить мой персональный бюст на центральной улице райцентра Акъяр. Пообещал, конечно же, в шутку, но, право, было приятно!
Выскажу спорную мысль. Для становления России как сильной и единой державы, полагаю, недостаточны лишь щедрое финансирование регионов, укрепление экономического базиса республик, краев и областей, искоренение коррупции среди чиновничества, дальнейшее развитие институтов местного самоуправления. Бесспорно, такое – первостепенно. Но вот какая, думается, вещь: регион ведь региону – рознь. И нельзя, полагаю, подходить с одним лекалом к той же Рязанщине и, к примеру, Бурятии. Почему, спросите вы? Ответ простой: то, что хорошо вологодскому фермеру, не примет с восторгом чукотский оленевод. И наоборот. Потому как у них на генном уровне, всей философией мироощущения издавна сформирован свой, во многом разный взгляд на душевный комфорт домашнего очага. Есть такая штука – национальная ментальность. Под которым понимается не только сытость стола, но и духовная удовлетворенность. Но берут ли подобный нюанс в расчет нынешние кремлевские экономисты? Лично я в этом сомневаюсь…
У каждого из народов на планете, составляющих в том числе и многонациональную российскую палитру, есть свои, только ему присущие характерные особенности. Это ни для кого не секрет. К примеру, мы не раз подмечали про себя и вслух торговый талант тех же дагестанцев, сметливость у евреев и татар, обстоятельность поморов, умилительную интеллигентность коренных русских питерцев, бережливость сибирских крестьян – потомков Ермака и ссыльных кулаков времен Сталина, аккуратность российских немцев. Своя самобытность есть, несомненно, и у моих башкир. Это, в первую очередь, наивность и простодушие. Нашего человека можно легко обмануть, взять на лесть, а, поддержав порой лишь добрым словом, стать для него чуть ли не братом. И не будет для тебя преданнее человека! Уважаемый мною писатель Михаил Чванов, земляк и путешественник, вспомнил однажды в нашей личной беседе такое определение из своего башкирского детства – знакум. Это, мол, была на селе высшая степень соседского родства.
Еще башкиры по духу романтики и воины. Не буду расписывать исторические заслуги моего народа, они общеизвестны. Это и лучники Кутузова — «северные амуры», и пехотинцы, защищавшие зимнюю Москву от фашистского броска на столицу, и безропотное пушечное мясо афганских, чеченских военных кампаний. А уж воевать-то башкиры умели всегда! Скажем, как тот же доверчивый и безрассудно смелый малец Салават Юлаев, с азартом возглавивший соплеменников по зову лже-императора Пугачева, знаменитый «черный генерал» Даян Мурзин, личный враг самого Гитлера, легендарный ас пилотного дела Великой Отечественной Муса Гареев… А если к тому же башкиры безоглядно поверят в правоту собственной идеи-фикс, то до последнего вздоха будут за нее бороться, как делал это Заки Валиди на турецкой чужбине. Вспомните еще зауральских пацанов начала нулевых, которые в едином порыве выезжали на проплаченных олигархом автобусах в зажравшуюся по их мнению Уфу для защиты политических амбиций циничных политиков. Это, как говорится, положительная сторона моего народа. Народа, наивностью которого, боюсь, не раз еще попользуются…
Но, вместе с тем, есть у башкир и минусы. Многих, например, нельзя ставить начальником над своими братьями по крови. Статус приподнятости меняет психологию таковых: у него, как модно нынче выражаться, «сносит крышу». И подмечено, кстати, не мной одним – начальник из титульной нации начинает топтать, в первую очередь, единоверцев. Странно, не правда ли? Откуда такое? Может, оттого, что предки наши не жили оседло, в большой и дружной компании, а вели кочевую жизнь зачастую порознь? Тогда почему бить, в первую очередь, по своим? Чтобы чужие боялись? Сие для меня непонятно.
Еще одно из слабых мест у моего народа – непрактичность и излишняя мечтательность. Откладывать в кубышку не умеют многие, потому хроническую бедность воспринимают зачастую как данность. Не было, и не надо, мол. Переживем, перетерпим. А гость неожиданный нагрянет, все на стол выставим. И в сельпо на последние деньги угощений с водкой накупим. Если спиртное останется, сами горькой жизнь горькую усластим. Вот и спивается башкирская деревня. Безропотные рукастые ребята на севера уезжают, возвращаются с нефтегазовой вахты – вся округа пьет. Где уж нам дорасти до собственных олигархов! Нет в крови у моего народа коммерческой сметливости, нет…
А еще любят башкиры петь, да выражать на курае протяжную тоску по родным просторам! И страсть детворы к народным танцам поощрять: вы только посмотрите, сколько на районных конкурсах самодеятельности юных танцоров в малахаях и девчушек в национальных костюмах – никакая Самарская область или, к примеру, Новосибирск рядом не стояли! Оттого и любо коренному или, как теперь модно называть, титульному народу свое башкирское телевидение – БСТ. На котором дикторы и ведущие на родном языке с народом общаются, больше о культуре, чем об экономике вещают.
Вся эта бесхитростная детскость при непомерно раздутой гордыне, мелодичность, удивительная непрактичность и, с другой стороны, державный патриотизм – все в одном, что называется, флаконе как характеристика народа лично меня радует: башкиры были и остаются незлобивыми, гостеприимными, коммуникабельными. В этом, горжусь, и кроются его главные достоинства! Нельзя, за редким-редким исключением, назвать моего соплеменника человеком хитрым, расчётливым, подлым. Но можно его обдурить, закрыть перед носом дверь, плюнуть в душу, наконец-то! И он, что лично меня сильно печалит, утрется, пойдет прочь…
Года три-четыре назад, помнится, какие-то иностранцы затеяли в Уфе исследования по составу ДНК у местного населения, что являлось частью начатого еще в 2005 году крупнейшего международного популяционно-генетического проекта «The Genographic Project». Ученые мужи решили всмотреться в изменчивость Y-хромосомы у жителей планеты. Проект делался силами исследователей десятка научных центров мира, в том числе и нашими исследователями из лаборатории популяционной генетики РАН. Исследования, проведенные, к примеру, в Западной Европе выявили большую частоту гаплогруппы R1b или, по простому, совокупности схожих генотипов. Британские генетики Брайан Сайкс и Стивен Оппенгеймер утверждают, что данная Y-хромосома, передающаяся по мужской линии, происходит от палеолитического населения Европы. И вот что любопытно: ученые именно у моих единокровцев выявили высокую концентрацию гаплогруппы R1b, которая преимущественно имеется у жителей Англии, Шотландии, Ирландии и Северной Франции. Ученых поразил тот факт, что рекордное наличие данной ДНК выявлено среди каких-то башкир. Причем только у них, у других же наций и народностей, населяющего современную Россию, данного ДНК совсем мизер! К чему весь этот академический нонсенс? Так, вспомнилось. Но и подумалось: в принципе, ничего сенсационного в этом, возможно, и нет, если призадуматься над такой вот версией. Скажем, башкиры в нынешнем своем состоянии являются некой исторически сохранившейся матрицей обшей модели мироустройства, деградировавшей позже в своем эволюционном развитии до степени циничного прагматизма. Эдакие дети матушки-природы, которая изначально видела людей добрыми, доверчивыми созданиями, не способными на зло подобным себе. Через что, собственно, башкиры и страдают в рамках сегодняшнего бытия. Каково вам такое объяснение? Скажете, смешно? Соглашусь. Но, тем не менее, она правдоподобна. Если вглядеться в нынешнего башкира, живущего как бы на обочине жестокого мира…
Нынешним летом в местных СМИ не утихали диспуты об изучении в общеобразовательных школах башкирского языка. Начинали его свои разжигатели-шовинисты, затем их поддержали отдельные родители, потом подключились словоблуды-блогеры, проплаченные спецы, политические оппоненты региональных властей. И, в конце концов, добились, кажется, своего: республиканские чиновники включили заднюю скорость. Сегодня уже очевидно: язык коренного населения приравнен к коммуникационным инструментам других народов, составившим национальный фон всего нашего региона. Словом, один из многих. Существенный нюанс: такое унизительное равноправие он получил лишь на своей исторической родине. В других же российских областях и краях о нем и не вспомнят – к чему изучение башкирского языка, к примеру, в Сибири или же под Питером? Даже, если там проживают наши земляки. Перебьются.
Вот так пала еще одна цитадель, которую неумело воздвигли прежние отцы-командиры региона. У них, предыдущих руководителей, были, надо признать, и время, и возможности организовать обучение башкирскому языку представителей некоренных народов по современным технологиям, ненавязчиво, с тактом, без внутреннего отторжения. Ан нет, поскакали в манере национального героя, который, поговаривают, достаточно быстро осознал ошибочность своего юношеского задора. А титульная нация в результате получил еще одну оплеуху от судьбы. Теперь вот печальная участь ожидает башкирское телевидение. Но тут иная ситуация: с переходом в недалеком будущем на цифровые технологии и ограниченностью мест на двух федеральных мультиплексах – спутниках связи — БСТ будет вынуждено уйти на кабельное вещание. А во всех ли башкирских селах и деревушках есть интернет? Увы. Вот и останется глубинка без радующих глаз и слух башкирских песен, мелодий любимого курая и зажигательных танцев. Крепись, башкир! Утрись, башкир!
Теперь о той самой заметке, которая и сподвигла меня взяться за перо. Вышла она, как и упоминал, на одном из местных сайтов. Речь в ней шла о том, что на площади перед уфимским Конгресс-Холлом открылась для всеобщего обозрения … башкирская юрта! Два энтузиаста — Ильдус Кульсарин и Сарвар Аслаева из башкирского творческого центра «Ынйы» — заняли одну из семи войлочных юрт, пустовавших (?!) в этнодеревне «Ватан». Поскольку исторически древнее жилище наших далеких предков делилось на две части, Ильдус взялся за мужскую половину, Сарвар – за женскую. Каждый занимается своим делом: мужчина добывает антиквариат, которым когда-то пользовались башкиры, а женщина показывает всю красоту и уют домашнего очага, создавая одежду и украшения того времени своими руками. Вот так история моего народа скукожилась до размеров демонстрационной юрты на обдуваемой ветрами площадке возле уфимского Конгресс-Холла.
Кстати, об этих юртах, примитивных символах понимания иными башкирами уровня гостеприимства. Как-то в 90-х в республику занесло московскую съемочную группу известного кинопутешественника Юрия Сенкевича. Хотели они, видимо, запечатлеть красоты «второй Швейцарии», слава о которой заслуженно гремит в самом дальнем забугорье. Но принимающая сторона не придумала ничего лучше, как организовать этнографическую полянку с юртами, бабульками в национальных нарядах, бравыми наездниками, дымящим казаном с шурпой. И на таком привычном нашему глазу фоне Рахимов и дал интервью именитому путешественнику. Да уж: умом башкирское примитивное видение своей исключительности не понять! Очень расстроился тогда: даже теперь и не помню, смолчал ли при очередной встрече с Муртазой Губайдулловичем…
И вот вновь юрта, теперь уже одна единственная на всю Уфу с двумя искренними в своем порыве устроителями. Приплыли, как говорится: битва за символы национальной идентичности башкирами проиграна вчистую! А вскоре и глубинка, потерявшая нежданно-негаданно на своих домашних приемниках сигнал БСТ будет лишена привычных телевизионных радостей. Титульный язык, как уже понятно, в загоне, само село стареет с массовым оттоком на заработки молодой крови. Боюсь, что и башкирские Шиханы пустят в конце концов под производство соды – вопрос тут, думается, лишь во времени. Правда, горстка титульного народа, возможно, побузит первое время, да смирится позже – к бабке не ходи! Вот такие, брат, дела. И куда после всего податься бедному башкиру? С его редкими для России Y-хромосомами? Сказать или сами догадаетесь?
…Очень возможно, что судьбе отдельно взятого российского народа предначертано развиваться по законам общемировой эволюции. Цивилизация будет неумолимо и постепенно стирать национальные различия, формируя новый психотип человека. Умеющего выживать, а, значит, приспосабливаться под жестокие реалии бытия, способного идти по спинам слабых. Все ненужные человеческие качества, заложенные на генном уровне станут атавизмом – доброта к ближнему, стремление понять духовный мир окружающих и способность принимать чужой уклад жизни. На Западе, кстати, все движется к этому. Унификация, чопорная снисходительность к пляскам аборигенов в африканских резервациях, умиление детскостью австралийских туземцев – все это в порядке вещей. Мир там давно уже поделился лишь на белую, черную и желтую расы. Придет, боюсь, тот день и для нас, когда далекий от технологического искуса и продвинутых земных благ тунгус у чума и башкир возле своей юрты станут в России настоящей этнографической редкостью. И непонятный многим туристам говор, протяжные звуки диковинного народного музыкального инструмента и неприхотливая еда, щедро, в изобилии выставленная гостям на угощение с лихвой окупят траты на экзотическую экскурсию в позабытую, некогда большую по территории страну. Страну, которая позволила себе с бездумной легкостью расстаться со своей многонациональной историей. Историей, которая делала ее перед остальной частью мира великой…
Радует, что до такого лично я, по всей видимости, не доживу. Уйду раньше того черного дня к моим родителям-башкирам. Уйду с дорогими мне воспоминаниями: как рос у маленькой речки в Зианчуринском районе, бродил пацаном меж баймакских ковылей, высматривая налившие солнцем первые степные ягоды, вслушивался на уфимских улицах в редкий нынче говор прохожих на понятном мне языке предков. Мое останется при мне — это успокаивает.
А как же мои башкиры будут выживать дальше? А никак! Так же, как и остальные нации, народности большой по территории страны – мимикрировать в реальность. Другими словами, приучатся не выпячивать на людях свою титульную идентичность. Часть моих единокровцев, возможно, привычно утрется, и в минуты душевного порыва, уже не публично, потянется однажды за любимым тростниковым инструментом. И на заднем дворе, с видом на молчаливые горы или ближний лесок, станет тоскливо вспоминать певучесть предков через плач курая. Ассимиляция в большую семью народов перемешает в дальнейшем горячую джигитскую и скромную девичью крови с другими и появится, наконец-то, общая раса – российский народ. И знаете, вижу даже в этом пользу: в жилы будущего человеческого подвида в большом количестве вольется та самая пресловутая хромосома из категории «гаплогруппа R1b». Которая изредка будет подвигать нашего потомка на немодные в условиях жесткого мира поступки – человеколюбие, скромность, неприхотливость. На то, что башкиры когда-то называли одним словом – «юашлык»…